Растениеводство → Посеял и забыл. Секреты выращивания полбы
пт, 19.06.2015 16:58
Прародительнице пшеницы — полбе — не страшны ни вредители, ни болезни.
У кущёвского индивидуального предпринимателя Ивана Солода всего 100 га пашни. Как и большинство малоземельных фермеров, он стремится искать нетрадиционные пути увеличения доходности своих угодий. Вариантом Солода стало выращивание зерновых с последующей их переработкой в крупы. КФХ реализует гороховую, перловую, ячневую, пшеничную. А четыре года назад к ним добавилась и полбяная.
С одного зерна семь колосьев
– На полбу я обратил внимание в Краснодарском НИИ сельского хозяйства, – рассказывает Иван Андреевич. – Там мне показали районированный сорт Руно — единственный на тот момент в России.
О полбе фермер Солод слышал кое¬что и раньше. Прародительница современных пшениц, известная людям тысячи лет. Полбяные каши были когда¬то очень популярны на Руси. Да и у других народов, в том числе у армян, грузин блюда из полбы считались растительными продуктами номер один на столе.
– Только она у всех по¬разному называлась, – поясняет Иван Солод и приводит пример: – Недавно к нам за крупами приехал покупатель из Дагестана. Познакомился с ассортиментом, а затем спрашивает про полбу: что, мол, за диковина? Я открыл мешок с крупой. Вижу: лицо горца вдруг просияло. Произнёс незнакомое мне название на своём языке и говорит: из такой крупы мать варила ему вкусную кашу в далёком детстве. Вспомнил, как она вручную выколачивала зёрна из колосьев, а затем дробила. В результате он купил у нас приличную партию полбы.
Ивана Андреевича заинтересовала эта культура прежде всего как фантастически неприхотливая. Выведенная самой природой, без участия человека, она, в отличие от нынешних неженок¬пшениц, не боится ни конкурентов, ни врагов, ни болезней. Правда, нынешними кубанскими урожаями зерновых не радует. Для неё планка в 50¬60 ц/га недосягаема. Потолок полбы – 20¬25 ц/га.
– Словом, купил я полторы тонны семян Руна и стал заниматься, – продолжает Солод. – Под новую культуру мы выделили 14 га.
Ожидания фермера относительно неприхотливости полбы полностью оправдались. Сеет он её, как и рекомендует институт, уменьшенной в полтора раза (по сравнению с пшеницей) нормой: 3,5 млн зёрен на 1 га вместо 4,5¬5 млн. Этого вполне достаточно, говорит собеседник, потому что из одного куста полбы вырастает 5¬6 полноценных колосьев. Семян не протравливает, удобрений не вносит.
Не менее удивительно для современного хлебороба, что родственница пшеницы не нуждается в защите даже от таких лютых врагов хлебного злака, как клоп черепашка.
– Ни клоп, ни пьявица не могут отложить яйца на листьях полбы, потому что лист у неё особенный — с эдаким волосяным покровом, – делится наблюдениями сын фермера Андрей, работающий вместе с отцом.
Хороший иммунитет у полбы к гнилям, болезням, умеет она постоять за себя в борьбе с сорняками.
– С ней не надо нянчиться, посеял — и забыл, – характеризует новосёла Иван Солод. – Затраты на выращивание минимальны.
К достоинствам культуры фермер относит также неосыпаемость её колоса. Поэтому убирает полбу после пшеницы без опаски потерять урожай. И ещё на такую особенность обращает внимание
Солод: семена полбы не нужно обновлять через 2¬3 года, урожайность при многократном их использовании не падает.
Подсевшие на кашу предков
На выходе получается продукт, не знающий химических обработок и подкормок. То есть по-настоящему экологически чистый. Правда, нынешние поколения хлеборобов, выросшие в условиях сплошной химизации и многопудовых намолотов, успели прочно забыть этот продукт. Тем более не знает о нём большинство потенциальных потребителей.
Поэтому Андрей Солод, выезжая с полбой на ярмарки, вынужден читать лекции об этой древней и чрезвычайно полезной культуре. И похоже, лёд тронулся.
– Те покупатели, что попробовали хоть раз полбу, затем плотно подсаживаются на неё, – говорит Андрей Солод. – Всякий раз берут несколько пакетов и спрашивают, где можно её приобрести, кроме ярмарки.
И уже один из известных ростовских супермаркетов стал на постоянной основе заказывать полбу у КФХ Ивана Солода.
– Если так дальше пойдёт, – говорит фермер, – посевы древней культуры будем расширять.
Илья Иваненко
Опубликовано в журнале «Деловой Крестьянин»