
Переход на органическое сельское хозяйство осуществляется в несколько этапов
Каждому этапу перехода соответствуют свои процедуры и требования.
1. Подготовительный этап
• Оценка возможностей и перспектив хозяйства в органическом земледелии
• Определение рынка сбыта – российский или/и международный
• Определение стандартов, по которым необходимо проходить сертификацию (ЕС, США, Россия) и определение органа по сертификации
• Предаудит и доработка необходимых моментов (при необходимости, это необязательная процедура)
Предаудит – оценка готовности сельхозпредприятия к сертификации по определенным заказчиком стандартам. Это платная услуга, ее стоимость от 35 000 рублей, плюс командировочные расходы эксперта. Для прохождения процедуры предаудита необходимо обратиться в Союз органического земледелия.







На фото: предаудит фермеров-поставщиков торговой сети «Калина-Малина»
2. Этап перехода – «конверсионный период»
• Заключение договора с органом по сертификации. Стоимость сертификации по российским стандартам составляет от 150 тысяч рублей ежегодно, по международным стандартам — от 300 тысяч рублей ежегодно
• Переходный период с соблюдением требований стандартов – от 1 до 3 лет
• Минимум две инспекции в год и около 9 параметров проверки (бухгалтерия, агротехнологические карты, семена, средства производства, хранение, переработка, транспортировка и т.д.)
Отличительной особенностью органического сельского хозяйства является переходный – конверсионный период, который длится в среднем 3 года. Это время необходимо для того, чтобы земля очистилась от вносимых ранее химических пестицидов и удобрений, были подготовлены органические пастбища, база кормозаготовки, все процессы хозяйства перестроены для выполнения требования органических стандартов.
Переходный «конверсионный» период стартует с момента заключения договора с органом по сертификации. Весь этот период хозяйство находится под контролем органа по сертификации.
Время переходного периода от традиционного в органическое сельское хозяйство определяется инспектором органа по сертификации до заключения договора. Учитываются вид сельхозпроизводства, а также использовались ли раньше на сельхозугодьях пестициды.
В растениеводстве переходный период составляет 3 года. В конверсионный период продукция не имеет статус «органик». В животноводстве переходный период составляет от нескольких месяцев при наличии органической кормовой базы до 3 лет, если кормовые угодья тоже требуется сертифицировать.



На фото: Инспекции в ООО «Органик Эраунд» и ООО «Агрофирма Острожка»
3. Получение сертификата и статуса «органик»
Продукция получает статус «органик» только после получения сертификата. Премия за статус органик составляет в среднем 30-100%.
Через открытую базу данных органа по сертификации или в едином государственном реестре Минсельхоза России, информацию о Вашем хозяйстве видит весь мир или Россия в зависимости от стандарта, по которому Вы прошли сертификацию.
Вам поступают предложения о сбыте.
Началу организации сельскохозяйственного производства по органическим стандартам должно предшествовать:
— проведение анализа рынка и определение потенциальных потребителей;
— выбор благоприятного региона с точки зрения почвенно-климатических условий, обеспеченности кадровыми ресурсами, инфраструктурой и, немало важно, административной поддержкой проекта;
— ознакомление с результатами региональных и федеральных НИР (научно-исследовательских работ) по тематике проекта;
— создание базы предприятий и специалистов, которые потенциально могут быть привлечены к реализации проекта (региональные НИИ сельского хозяйства, высшие и средние аграрные учебные заведения, филиалы Федеральных государственных бюджетных учреждений, таких как Агрохимические станции, Россельхозцентр и др.);
— создание рабочей группы из представителей каждого звена проекта.
Стратегия реализации произведенной органической продукции может быть ориентирована как под существующий спрос, так и за счет его формирования. Наиболее надежный – работа под сформированный спрос, желательно, с предварительно заключенными контрактами. Такие партнеры существуют и нередко обращаются в НП «Союз органического земледелия». Второй вариант – производство продукции с самостоятельным выводом его на рынок. Во втором варианте рисков больше, но их можно избежать в случае разработки и внедрения высокорентабельной технологии, которая позволит реализовать продукцию на первых этапах даже по цене традиционного продукта. Но это позволяет создать производителю узнаваемый бренд и капитализировать его в дальнейшем. Так же отметим, что розничная цена на органическую продукцию, например на муку или крупу превышает стоимость произведенного сырья в 8-9 раз. Следовательно, имеется возможность выхода на рынок посредством механизма демпинга.
В качестве мер для налаживания устойчивого развития органического рынка в России следует также [95]:
— создать отделы управления компетенциями в области агропромышленного комплекса при региональных МСХ;
— расширить грантовую поддержку научно-исследовательских междисциплинарных коллективов, ведущих изыскания в производственных условиях, непосредственно на базе производителей сельскохозяйственной продукции по примеру Челябинской области [96];
— разработать систему стимулирования для ускоренного перехода на производство органической продукции посредством субсидирования государством расходов на сертификацию и консультационное сопровождение.
Единый государственный знак органической продукции

Европейский знак органической продукции

Американский знак органической продукции
